- Главная АнонсНовостиОтделение психологической помощи и поддержки гражданПсихолог КОО ВОИ Никита Ермаков в статье о том, “Когда грустно, тревожно и всё бесит: что делать?”
Психолог КОО ВОИ Никита Ермаков в статье о том, “Когда грустно, тревожно и всё бесит: что делать?”
В период волнений и эмоциональных потрясений, связанных со сложившимися обстоятельствами важно сохранять баланс. У кого-то проблемы на работе, невыплаченный кредит по ипотеки, а в добавок ещё и с близкими почему-то не ладится. И всё вышесказанное к тому же часто зашлифовывается серыми новостями по телевизору!
Сангвиник – человек с выраженными позитивными чертами скажет: «На улице метель – супер, пойду погуляю, ведь потом настанет весна и снега уже не будет – надо успевать!»
Флегматик будет анализировать почему на улице вообще пошёл снег и пока он внимательно изучает прогноз погоды, пытаясь связать это с плохим самочувствием, то большая часть времени уходит в никуда и отматывая случай, он снова начинает по этому поводу заморачиваться.
Меланхолик его обязательно поддержит и в добавок будет заморачиваться ещё больше, налив себе чего-то горячительного, усевшись с мягким пледом на подоконник! И только холерика в этот момент будет всё бесить и раздражать хотя бы потому, что кто-то невольно припарковал машину рядом с его подъездом так, как он этого не представлял.
Это убедительно подтверждает, что все мы – разные и каждый относится к ситуации по-своему!
Развязать такой «Клубок» эмоциональных потрясений могут лишь эмпирически доказанные методы и техники работы. Мы подробно разберём один из таких методов который носит название «Рескриптинг».
Рескриптинг – это метод работы с навязчивыми травмирующими воспоминаниями, вторгающимися в ежедневный мыслительный поток человека. Обычно такого рода воспоминания имеют место при депрессии, тревожных расстройствах (ГТР (генерализованном тревожном расстройстве), социофобии), ПТСР (посттравматическом стрессовом расстройстве) или расстройствах личности. Это могут быть мысли о пережитом насилии или травме, которые имели место в детстве или же были пережиты в более позднем возрасте.
Задачи, которые решает данная техника состоят из диагностики – выявлении нарушенных потребностей, сформировавшихся неконструктивных схем поведения (выучился на не любимую профессию – почему? или мне это делать лень – почему?).
Установлении контакта с уязвимым «Ребёнком» и предоставлении эмоционально-корригирующего опыта (чего я хочу?\чего хочет мой внутренний мир?).
Знакомство с вариантами альтернативного отношения к ситуации (как ещё можно сделать по-другому?).
Постепенное «взращивание» здорового взрослого и обучение человека заботе о своих эмоциональных потребностях (как я могу о себе позаботится? \что мне для этого нужно?).
Основные этапы в работе с техникой включают в себя четыре составляющих:
- Предоставляется инструкция по релаксации, возможна работа с образом «безопасного места».
- Человек проматывает в своём воображении актуальную болезненную ситуацию и связанные с ней негативные переживания.
- Затем с ним кратко исследует эту ситуацию (что происходит и кто рядом?).
- Добавляем в воображаемую ситуацию «помогающую фигуру», которая проявляет заботу и изменяет ситуацию таким образом, что человек чувствует себя в безопасности, а его потребности удовлетворяются.
Существует и обратный способ использования данной техники под названием «Репарентиг». В переводе означает «Переродительствование». Это метод из транзактного анализа, который успешно применяется в психотерапевтическом процессе.
Цель метода – устранить «больное» эго-состояние Родителя (авторитетную часть с приблизительными установками по типу «Я должен» – «Мне должны») и обеспечить восстанавливающий опыт, воссоздать здорового Родителя внутри психики человека.
Примером такого взаимодействия можно взять из схематерапии. Он предполагает особый формат взаимоотношений – с особым участием, выраженным в похвале или эмоциональной поддержке со стороны. Когда мы рядом и можем поддержать. Часто это могут быть даже любимые вещи, которые напоминают нам о чём-то важном и значимом.
Таким образом, мы выходим в проекцию во вне Родительского Эго-состояния и работу через предоставление позитивных опытов личности.
Самыми известными и распространёнными сейчас в широкой психологической практики являются техники на тему «Встреча с внутренним ребёнком».
Вашему вниманию предлагаю выполнить поэтапно данную технику для самостоятельной проработки.
Техника «Встреча с внутренним ребёнком»:
- Примите удобное положение, закройте глаза, расслабьтесь, дышите ровно и медленно.
- Представьте, будто спускаетесь по лестнице.
- Внизу Вас ждёт безопасное и укромное место, оно только Ваше.
- Спустившись, Вы остаетесь в безопасности, Вас никто не может потревожить.
- Побыв здесь, сколько нужно, пригласите сюда своего внутреннего Ребёнка, пусть он тоже спустится к Вам по лестнице (теперь об этом месте знаете только вы вдвоём и больше никто).
- Обнимите своего внутреннего Ребёнка и позвольте почувствовать себя тут как дома.
- Поговорите с ним, задайте вопрос и ждите ответа, позвольте мыслям струиться в голове.
- Обнимите его, скажите «спасибо» за проведённое вместе время, а потом вежливо попрощайтесь.
- Возвращайтесь вверх по лестнице, постепенно возвращаясь в реальность.
На каждый из девяти пунктов проработки техники отводится 5 минут. Для самостоятельной работы важен контроль по выполнению чётко последовательных действий, склонность к выдержке и самонаблюдению. Следовательно, примерная продолжительность выполнения 45 минут.
Хочется надеяться, что у тех, кто заинтересован в результате обязательно получится. А я желаю каждому веры в себя, лёгкого отношения ко всему происходящему, стойкости и целеустремлённости к заветным мечтам.
Психолог Курганской Областной Организации ВОИ Никита Ермаков.